Лев Зиновьевич Конторович

— народный артист России, профессор. С 2005 года — художественный руководитель и главный дирижёр Академического Большого хора «Мастера хорового пения».

 Выпускник хорового училища имени Свешникова (1965 год) и Московской консерватории (1969 год). Учился хоровому дирижированию у Клавдия Птицы, симфоническому дирижированию у Лео Гинзбурга, инструментовке у Альфреда Шнитке. После консерватории 30 лет проработал в хоровом училище имени Свешникова. В 1992 году возглавил кафедру хорового дирижирования созданной на базе училища Академии хорового искусства имени В. С. Попова. С 1996 года — профессор Московской консерватории. С 2012 года — заведующий кафедрой современного хорового исполнительского искусства. С 2018 года возглавляет кафедру хорового дирижирования. Автор множества переложений мировой классики для хора a’cappella. Среди них — Хорошо темперированный клавир Иоганна Себастьяна Баха.

 

Маэстро хоровых «Мастеров»

  Сама судьба привела Льва Конторовича в 2005 году в Академический большой хор «Мастера хорового пения». Ему повезло учиться у создателя коллектива Александра Васильевича Свешникова. Училище, в котором растил таланты гуру хорового искусства, располагалось в районе Красной Пресни, недалеко от места, где появился на свет будущий дирижер 30 января 1947 года.

Лёва Конторович в детстве​

  В мир полный музыки Лёва Конторович попал с рождения. В доме всегда звучали песни. Мальчиком он бегал на концерты маминой старшей сестры. Она солировала в самодеятельном хоре при заводе, выпускавшем аппаратуру для космических ракет. Дедушка – гармонист-самоучка из рязанской деревни — играл на свадьбах, юбилеях, днях рождениях. Не зная нот, подбирал на слух любой мотив. Лёва очень любил петь под дедов аккомпанемент. Особенно ему удавалась песня «Вижу чудное приволье». Именно с ней он пришел в хоровое училище, так он стал воспитанником школы Свешникова.

 Лев Зиновьевич вспоминает годы учебы с восторгом и благодарностью.

Александр Свешников. Фото: Avraham Pisarek из коллекции Deutsche Fotothek Wikimedia

  Александр Васильевич Свешников – непререкаемый авторитет. Он строг и требователен. Сам много работает и ждет того же от своих подопечных. Педагоги занимаются вокалом индивидуально с каждым учеником. Всё, чему учили, остается в памяти на всю жизнь.

  В стенах училища Лёва прикоснулся к миру духовной музыки. В СССР церковь была под запретом. Глубоко верующий Свешников разучивал с мальчишками религиозные песни, положенные на светские тексты.

 Интерес к духовной культуре Лев Конторович сохранит на всю жизнь. Будучи студентом консерватории, ходит на репетиции «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова, когда власти разрешают Свешникову записать выдающееся творение. Позже Конторович назовет «Всенощную» вершиной русской хоровой музыки. Много раз исполнив её, он скажет, что без веры петь духовную музыку просто нельзя.

  В консерватории Льва Конторовича учит выдающийся мастер хорового дирижирования Клавдий Борисович Птица. Напротив хорового класса располагается симфонический, где царствует воспитавший плеяду прославленных дирижёров Лео Гинзбург. Стремящийся к новому студент впитывает его уроки. Еще он занимается инструментовкой у Альфреда Шнитке. Пробует себя в композиции. Альфред Гарриевич пытается увлечь юношу авангардом. Спустя годы Конторович организует камерный хор при институте Шнитке. Позже, уже с «Мастерами» он исполнит музыку наставника. Опыт, полученный у Шнитке, Конторович реализует на практике, перекладывая для хора народные песни, мировую музыкальную классику. Прелюдии и фуги Баха в его транскрипции становятся образцовыми.

  После консерватории, которую окончил с отличием, молодой дирижер возвращается в родное училище. С тех пор он растит новое поколение музыкантов как педагог и дирижер хора мальчиков. После создания на базе училища Академии Конторович возглавляет кафедру хорового дирижирования. Три десятилетия он выпускает профессионалов в большой мир.

 

 С середины девяностых Лев Зиновьевич преподает в Московской консерватории. Он профессор. В начале нулевых Борис Тевлин передает ему кафедру современного хорового исполнительства. Конторович обучает студентов музыке наших дней. Сегодня он заведует кафедрой хорового дирижирования. Одаренная молодежь, воспитанная Конторовичем в училище, академии, консерватории работает в ведущих коллективах страны и мира. Многие выпускники двух учебных заведений являются артистами Академического большого хора «Мастера хорового пения». Авторитет «Мастеров» растет. Сегодня певцы поражают публику бесподобным созвучием голосов. Они выступают в престижных залах России и зарубежья на одной сцене с маститыми коллективами и звездами академической музыки. Современные классики и молодые композиторы доверяют им премьеры своих новых произведений.

  Важной страницей в творческой биографии Льва Зиновьевича Конторовича является композиторская деятельность.
Он автор многих переложений для хора оркестровых и фортепианных произведений.
Концертные программы «Мастеров хорового пения» включают авторские сочинения Льва Зиновьевича, в частотности, произведения на стихи великих поэтов: Пушкина, Лермонтова, Блока и др.

  И, конечно, на концертах звучит  любимая Львом Конторовичем с юности духовная музыка. Произведения, созданные для церкви представителями разных эпох, – изюминка репертуара «Мастеров». Дело, начатое наставником, с блеском продолжает его воспитанник, истинный «свешниковец», дирижер с певческой фамилией — Лев Конторович.